Брат Героиныч
Травмопункт детской психики
(или ретроспектива "Бойцовского клуба").

Молодой человек в возрасте совершеннолетия способен на многие гениальные, безумные, самоуничтожающие поступки, однако в связи с социальными стечениями обстоятельств, не сформировавшимися моральными устоями, контролем поведения и мышления извне юному бунтарю, не достигшему совершеннолетия, это дается тяжело.

Исходя из этого, шведская детская писательница Астрид Линдгрен испражнилась книжкой для детей "Малыш и Карлссон".

В этой повести Малыш (так зовут главного героя, как видно, имя условное, многозначительное, с большой буквы) страдает от одиночества. Его старшей сестре и брату вовсе не одиноко, ведь они примерно одного возраста, у его папы есть мама, а, соответственно, у мамы есть папа.

Малыш одинок в мире. Он стучится головой в стены своей квартиры и желает
вырваться из этих уже заржавевших оков одиночества. В порыве отчаяния Малыш просит родителей подарить ему собаку, чтобы хоть как-то облегчить свои страдания, однако родители остаются глухи к его крику.

Неожиданно у Малыша появляется друг - Карлссон. Взялся ниоткуда и сдружился с героем. Странного вида человечек с пропеллером на спине. Карлссон прилетает к Малышу каждый день через окно в его комнате, и они шалят все дни напролет.

Здесь прослеживается явная сюжетная параллель с романом Чака Паланика "Бойцовский клуб". Одинокий парень Джек, желая измениться, находит себе друга, в котором видит свой человеческий идеал, а потом обнаруживает, что этот друг и есть он сам. Друг - это галлюцинация, вызванная больным воображением.

Тайлер Дерден - это Джек, а Джек - это Тайлер Дерден. Так и здесь. У Малыша из-за одиночества произошло помутнение рассудка, результатом которого стало раздвоение личности. Карлссон - его идеал, его бунтарская сущность, стремящаяся вырваться из этих социальных и семейных оков, вырваться из этой комнаты, улететь из нее в небо на пропеллере. Естественно, Малыш захотел подружиться с идеалом, дабы почерпнуть у него все, что нужно.

В отличие от Джека Малышу всего восемь лет, поэтому его шалости не заходят дальше каких-то определенных границ, в связи с понятными обстоятельствами (родители, запреты, домохозяйка Фрекен Бокк).

Несмотря на небольшие масштабы погромов ущерб квартире, предметам интерьера, объектам искусства наносится, как правило, непоправимый.

Идеал Малыша - это Карлссон. Он всегда лучший в мире, даже "лучший в мире вытаскиватель занавесок из пылесоса", персона с огромным самолюбием и самомнением, "в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил". Малыш хочет быть первым во всем, однако на практике его галлюцинация всегда оказывается первее. Он хочет быть в меру упитанным и находиться в самом расцвете сил, сам будучи маленьким и не развитым физически. Да и самолюбие Малыша оставляет желать лучшего.

Чего только стоит одна его неудавшаяся попытка суицида, когда он, якобы, "летал в гости к Карлссону", оказавшись на крыше многоэтажного дома, откуда его пришлось снимать пожарным. Естественно, галлюцинация его тут же улетела. Никто Карлссона на крыше не увидел.

Родители Малыша осознают причину его психичекого сдвига и, наконец-то, дарят ему собаку. Но от этого галлюцинации не проходят, они становятся лишь ярче и реалистичнее. Малыш уже не может противиться Карлссону и попадает под его влияние. Карлссон выступает против появления четвероногого друга в их с Малышом обществе, в результате чего собака, о которой Малыш так долго мечтал, отходит на второй план.

Нужно отметить, что в "Бойцовском клубе" Джек с Тайлером сколачивают вокруг себя организацию, стремящуюся разрушить экономическую систему мира путем вооруженного мятежа. В "Малыше и Карлссоне" же показана более мягкая и менее гротескная картина. У друзей есть лишь одна подпольная ячейка, фактически состоящая только из одного человека - Малыша.

Однако, цели и у Джека с Тайлером и у Малыша с Карлссоном одни и те же. Отличаются же они только формулировками. Карлссон говорит: "Давай пошалим!" или "плюшками побалуемся", Тайлер же заставляет "уничтожать предметы искусства" и мечтает "прогуляться среди руин Рокфеллер-центра".

Также сходства сюжета и идей прослеживаются в некоторых эпизодах обоих произведений: в "Бойцовском клубе" участники проекта "Разгром" кустарно изготавливали взрывчатку, а в повести для детей друзья взорвали паровую машину Малыша, Карлссон потом утверждал, что у него на крыше еще "миллион таких же паровых машин!" (здесь становится понятно, что у них тоже назревал какой-то проект), эпизод с кражей плюшек у Фрекен Бокк очень напоминает эпизод кражи человеческого жира из клиники для полных людей. Джек, чтобы дойти до последней черты, получает химический ожог, а Малыш сьедает за раз трехлитровую банку варенья, что, конечно же, тоже является довольно тяжким испытанием.

В "Малыше и Карлссоне" формулировки становятся более расплывчатыми, дабы дети, коим, собственно, адресована эта книга, могли понять, сами перефразировать высказывания героев и констатировать их по-своему.

Астрид Линдгрен призывает всех детей к подобному миропониманию и цели, как у Малыша с Карлссоном, что подтверждается словами Карлссона, который говорит Малышу: "Знаешь, сколько еще в городе таких малышей, как ты?" Астрид Линдгрен утверждает, что Карлссон с его бунтарскими замашками может появиться в доме у каждого ребенка и изменить в корне его пуританские взгляды.

Однако, в последний момент писательница пугается непризнания книги взрослыми людьми, которые, в свою очередь, могут обвинить ее Бог знает в чем, и дописала концовку, целиком разрушающую всю концепцию произведения - родители Малыша и весь город узнают о существовании Карлссона и признают его как существо из плоти и крови.

Чак Паланик же в конце романа не меняет ход событий и дописывает его в верном ключе. Джек - сумасшедший. Однако, он убивает свое альтер эго и, наконец-то, становится самим собой, то есть Тайлером.

Астрид Линдгрен наверняка не решилась бы описывать сцену убийства Карлссона Малышом, дабы не травмировать итак уже расшатанную детскую психику. Она бы описала это как-нибудь завуалированно. Например, можно было бы написать подробней о том, как Малыш подарил Карлссону свой пистолетик...

Как это не прискорбно, из-за не вовремя дрогнувшей руки пожилой детской писательницы, книга "Малыш и Карлссон" не дала нужного и ожидаемого эффекта, какой должна была дать. В результате этого дети всего мира не поняли и не осознали сути произведения, а если и осознали потом, то было уже поздно что-то предпринимать. Для них уже написан и экранизирован "Бойцовский клуб".

Сейчас же поколения детей взрослеют быстрее, и остается только надеяться на то, что в ближайшем будущем наши дети, в конце концов, осознают всю глубину и философию "Малыша и Карлссона". Нужно верить в то, что вскоре эта книга станет настольной для каждого ребенка в мире.


Брат Героиныч, 2002 год (heroinych@e-mail.ru)

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz